Важно знать

Взаимосвязь логопедии и неровных зубов

Эффективность использования современных средств миофункциональной коррекции в речевой терапии

По данным мировой статистики число речевых расстройств растёт, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей и подростков принимает глобальный характер. Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов, а также логопедов и педагогов в детских дошкольных учреждениях позволяет выявлять факторы риска, способствующие возникновению речевой патологии у детей ещё в раннем возрасте, и эффективно устранять их с помощью современных эффективных средств ранней коррекции миофункциональных нарушений.

Проблема речевых нарушений самым непосредственным образом связана с развитием челюстно-лицевого скелета, со строением и функционированием органов дыхания, а, следовательно, с такими областями медицины, как стоматология и оториноларингология. В большинстве случаев речевая патология, так или иначе, связана с функциональными нарушениями, вызванными особенностями строения органов речи. При аномалиях в строении твердого и мягкого неба нарушается нормальное взаимодействие ротового и носового резонаторов, что помимо дефектов произношения звуков приводит к расстройству голосовой функции. Совместная работа врачей-ортодонтов, стоматологов и педагогов в детских педагогических учреждениях позволяет рано выявлять подобные отклонения от нормы состояния здоровья детей, врождённые и приобретённые заболевания, сказывающиеся на развитии речи или способствующие возникновению речевой патологии.

Зачастую логопед является первым, к кому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами, потому что нарушения речи является самым значимым аспектом для родителей и преподавателей. При подобных нарушениях очень важно своевременно поставить ребёнку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений, как комплексную, а не только речевую, проблему. Нередко здесь может потребоваться консультация других специалистов — отоларинголога, стоматолога или ортодонта.

В тех случаях, когда аномалии развития зубочелюстной системы выявлена еще в молочном прикусе, стимуляция процесса саморегуляции с помощью миофункциональных трейнеров или вестибулярных пластинок позволяет нормализовать развитие зубочелюстной системы и способствовать, таким образом, коррекции речевых нарушений. Эффективное применение трейнеров для коррекции речевых и ортодонтических нарушений возможно начиная с трёх лет, когда ребёнок уже вполне осознанно воспринимает лечение, причем особое внимание в работе должно уделяться дисциплине и регулярности занятий. Для успешного лечения речевых патологий необходимо тесное взаимодействие ортодонта, логопеда и родителей.

ТРЕЙНЕРЫ производствава Центра Миофункциональных исследований (MRC, Австралия)

Одним из весьма распространённых нарушений, встречающихся в практике логопедов, является межзубный сигматизм, вызванный прокладыванием языка между зубными рядами при глотании.

Уже более 30 лет европейские стоматологи и логопеды широко применяют вестибулярные пластинки в своей практике, как эффективное средство предупреждения аномалий прикуса и профилактического лечения у детей. Вестибулярные пластинки компании Dr.Hinz разработаны с применением новых технологий и экологически чистых материалов, абсолютно безопасных для здоровья ребенка. Гигиеническая упаковка пластинок, разработанная специально для детей и оформленная в виде сундучка, а также игровые элементы упражнений с применением пластинок привлекательны для детей.

Вестибулярная пластинка заменит маленькому пациенту палец или пустышку, и при этом вам не потребуются угрозы или принуждение — пластинки в красивых коробочках нравятся детям, и они охотно идут на такую замену. При этом, конечно, малышу потребуется поддержка и понимание со стороны взрослых

Помимо эффективной борьбы с привычкой сосания пальца или пустышки применение вестибулярных пластинок помогает:

  • устранить привычку дышать ртом и нормализовать носовое дыхание;
  • стимулировать тонус круговой мышцы рта и улучшит смыкание губ;
  • устранить дефекты речи и вялость язычных мышц;
  • стимулировать процессы естественной саморегуляции в расущем организме;
  • корректировать инфантильный тип глотания и открытый прикус;
  • нормализовать развитие и положение и нижней челюсти.

Основная цель лечения с помощью пластинки — отучить ребенка  от сосания пальцев, а также нормализовать функции дыхания, положения губ и языка в покое. Если аномалия прикуса выявлена еще в молочном прикусе, применение пластинки стимулирует процесс, саморегуляции, что позволяет легко и безболезненно нормализовать развитие зубочелюстной системы в раннем возрасте. Однако применять вестибулярные пластинки лучше с 2,5-3 лет, когда ребенок уже способен принимать осознанные решения и заменить пустышку пластинкой добровольно.

Вестибулярная пластинка свободно располагается в преддверии рта между зубами и губами ребенка и удерживается благодаря смыкательному рефлексу, который благодаря «мышечной памяти» закрепляется во время дневного использования (2 часа в день), поэтому пластинка не выпадает изо рта и во время сна.

Пластинки с козырьком - предпочтительный способ лечения для всех отклонений класса II при наличии большой сагиттальной щели во фронтальном отделе. Стандартные вестибулярные пластинки в этих случаяхпротивопоказаны, т.к. при их использовании верхние зубы во фронтальном отделе выступают вперед еще больше, мешая развитию нажней челюсти.

ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАСТИНОК ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ И ДИСФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Коррекция речевых нарушений при помощи вестибулярных пластинок показана детям от 3 до 8 лет с проблемами речи, причина которых обусловлена дисфункией мягких тканей, участвующих в процессе артикуляции. Игровые моменты такой речевой коррекции привлекательны для детей и способствуют вовлечению маленьких пациентов в прецессе лечения. Психологически мотиваторное лечение с использованием пластинки заметно ускоряет и повышает эффективность лечения и делает его более привлекательным для ребенка. Пластинки для коррекции дефектов речи выпускаются двух видов: с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для стимулирования языка (бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении). Эти пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение.

Если в молочном прикусе ребенок привык при глотании и речи прокладывать язык между зубными рядами, то неправильное положение языка мешает нормальному прорезыванию и росту зубов верхней челюсти, и у него образуется так называемый «открытый» прикус. Такие дети во время постановки логопедом звуков (при межзубном сигматизме) не могут придать своему языку нужное положение.

Приучить язык ребенка к правильному положению помогает пластинка с заслонкой, которая ограничивает прокладывание языка и обеспечивает миофункциональную и речевую терапию, параллельно помогая в устранении открытого прикуса. Чтобы наглядно продемонстрировать маленькому пациенту эффективность проволочной преграды, пластинки изготавливают из прозрачного материала.

Вестибулярная пластинка с бусинкой для речевой стимуляции позволяет устранить проблему «вялого языка» у детей с дефектами речи. Бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном небном положении и одновременно стимулирует корень языка, поскольку ребенок при каждом глотательном движении инстинктивно  раскатывает бусинку по твердому небу, стимулируя, таким образом, тонус язычной мышцы. Использование пластинок для речевой коррекции значительно повышает эффективность упражнений, выполняемых ребенком днем. Благодаря эффекту мышечной «памяти», результаты активной дневной миокоррекции закрепляются во время ночного ношения аппарата. Пластинку с бусинкой можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков «р» и шипящих, а также при дизартрии. Поместив пластинку в полость рта, ребенок, выполняя игровые упражнения, назначемые логопедом, катает бусинки по небу и разминает язык.  Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.

Пластинка с бусинкой рекомендуется при лечении ринолалии:

  • при функиональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого неба, при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм — привычная открытая ринолалия — нередко наблюдается у детей после удаления аденоидных разрастаний или, реже , после постдитерийного пореза. Ринолалия возникает в результате ограничения подвижности мягкого неба;
  • при врожденной ринолалии после проведенной операции по устранению врожденной расщелины неба. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Эти отклонения в произношении связаны с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей. Пластина будет способствовать тренировке вялых мышц и тканей полости рта;
  • при брадилалии — патологически замедленном темпе речи;
  • при тахилалии — патологически ускоренном темпе речи, причиной которого является недостаточность артикуляционного аппарата, поскольку больные испытывают трудности при произношении необычных и трудных слов;
  • при заикании — одном из проявлений нарушения темпоритмической  организации речи, обусловленном судорожным напряжением мышц речевого аппарата;
  • пластинка с бусинкой показана также пациентам с макроглоссией,  синдромом Дауна и ДЦП — то есть при ослабленной мускулатуре языка.

Преортодонтический трейнер - изготавливается из эластичного силикона, очень удобен в использовании. Носится во время ночного сна и всего 1 час днем. В результате лечения у ребенка плавно происходит исправление прикуса, корректируются вредные привычки, выравниваются зубы и улучшаются черты лица. Нередко исключается необходимость в дальнейшем ортодонтическом лечении с помощью брекет-системы.

Голубой трейнер — устранение миофункциональных проблем. Начальный трейнер — мягкий и гибкий. Он позволяет адаптироваться к нему, даже при выраженных искривлениях зубов. Он используется первые 6 месяцев. Позволяет легко адаптироваться даже при выраженных дизокклюзиях.